ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Проект на тему мое отечество. Конспект на тему "Моё отечество"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АБАКАНА
ГОРОДКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

МБОУ «СОШ № 20» г. Абакана

Абакан 2016г.

Вы говорите:
Дети меня утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем.
А от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться
Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

Пояснительная записка.
Проблемы внеклассной воспитательной работы никогда не были просты! В сегодняшнее время они непросты вдвойне в связи с процессом обновления во всех сферах жизни. В МБОУ «СОШ №20» идет поиск новых подходов к вопросам воспитания и развития личности. Он относится и к детям, и к взрослым.
В данной методической продукции представлены некоторые шаги в этом направлении.
Самым главным в этом движении для нас являются вопросы взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, когда мы стремимся «вслушиваться» в происходящее в ребенке и в нас самих.
Цель данного проекта: развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Стратегические цели:
Прожить идею проекта;
Реализовать идею через поисковую работу;
Скоординировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации работы проекта.
Тактические задачи:
формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
формировать у школьников знания о войнах России, их подвигах, понимание того, что надо чтить память людей мужественно выполнявших свой долг в мирное и военное время;
развивать представление о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
знакомить с профессиями людей, стоящих на страже Отечества;
воспитывать любовь к людям, живущим вокруг нас;
воспитывать активную гражданскую позицию личности школьника.

Формы и методы: поисковая работа, соревнование, групповая работа, мозговой штурм, выполнение проектов, тренинг, опрос, элементы французской мастерской, беседа, рассказ, декламация стихов, демонстрация экспонатов, книг, слайдов на мультимедиа.
Целевая группа:
учащиеся школы и их родители
учителя школы
жители микрорайона

Теория стратегии патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, сто он знает и умеет, в чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. В классных часах, проектах, уроках мужества, где рассказывается о героических личностях необходимо подчеркнуть их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Создание системы патриотической работы предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, поэтапным и одним из приоритетных в области воспитательной деятельности.
Система патриотической работы в классе

Система патриотической работы включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся:
«День армейской жизни», выпуск «Боевых листков»;
Вахта Памяти;
Операция «Память» (возложение цветов к памятникам);
Поздравление ветеранов на дому, в Доме ветеранов;
Конкурс рисунков «Нам мир завещано беречь»;
Компьютерная презентация «Их именами названы улицы города Абакана»;
Уроки героико-патриотической тематики («Хакасия. Афганистан. Боль. Память», «Афганский капкан. По страницам книги Г. Синельникова»);
Уроки-размышления («Да свеча бы не угасла»);
Работа лекторских групп (выступления перед учащимися класса);
Шефство над местами захоронения воинов-интернационалистов города Абакана.

Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Это обусловлено как достижениями первоочередных задач патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой патриотического воспитания.

Управление системой патриотической работы в классе

В соответствии с выше изложенным, сформирован
Стратегический план проекта

Этапы стратегии
Конкретное событие

1. Организационно-подготовительный
выбор темы проекта, его обоснование, формирование мотивации деятельности по выполнению проекта;
создание команды проекта;
составление плана работы по выполнению проекта.

2. Конструкционный этап
формирование идей по направлениям реализации проекта;
выявление лучшей идеи проведения мероприятия;
создание сценария;
рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта;
изучение материалов проекта.

3. Технологический этап

изготовление проекта;
оформление (мультимедийное)

4. Заключительный этап

защита проекта (проведение мероприятия, самооценка, рефлексия).

Критерии защиты проекта:
Актуальность проекта
Новизна идеи проекта
Реализация целей и задач проекта
Оценка эффективности собственных педагогических действий.

Практический выход стратегии патриотического воспитания

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет поисковая работа, в результате которой собирается материал о ветеранах ВОВ, о выпускниках школ – участниках локальных войн. Отражением этой огромной работы становятся различные мероприятия, которые помогают на конкретных примерах патриотических поступков воспитать ответственность, чувство гражданского долга, готовности к защите людей, Родины.

Презентация мини-проекта «Потребность в безопасности»,
«Хакасия. Афганистан. Боль. Память»

В процессе работы над проектом нам удалось заинтересовать детей в реализации проекта. Мотивацией для всех послужило желание показать результаты своего труда, стремление всех участников проекта сблизиться, полнее понять проблемы современного общества. Заметно повысилось чувство комфортности учащихся в школе, стремление быть активными участниками образовательного процесса.

У учащихся были сформированы компетенции:
Изучать:
Умение извлекать пользу из опыта;
Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
Умение решать проблемы;
Самостоятельно заниматься исследованием и поиском.
Искать:
Запрашивать различные базы данных;
Опрашивать окружение;
Консультироваться у специалистов;
Получать информацию;
Уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
Определять взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
Уметь противостоять неуверенности и сложности;
Занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.
Сотрудничать:
Уметь сотрудничать и работать в группе;
Принимать решение;
Улаживать разногласия и конфликты;
Уметь договариваться.
5. Приниматься за дело:
Включаться в проект;
Нести ответственность,
Войти в группу и внести вой вклад;
Уметь организовать свою работу.

Ценность проекта:
появилась возможность использовать проект, как составляющую патриотического воспитания при разработке других мероприятий.
повысилась значимость патриотического направления в воспитательной системе класса.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Поэтому патриотическое воспитание, являясь составляющей частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высоко патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

во внеурочное
время

на уроках гуманитарного цикла

поисковая работа

долгосрочный проект

мини-проекты (уроки памяти, конкурсы, фестивали и т.д.)

уроки:
литературы,
истории,
географии,
иностранного языка,
граждановедения

Функции управления

Состав и структура системы управления

целеполагание

педагогический анализ

методическое обеспечение

внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания

классный руководитель, целевая группа

родители

учащиеся

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ

Оформление: книжные выставки «Моё отечество - Россия», «России доблесть, честь и слава»; выставка - стенд «Азов делает свой выбор»; выставка - рисунок «Государство - это мы!».

Ведущий:

Июнь! Каникулы! Ура!!!

И летних праздников пора.

Спеши отпраздновать скорей

Международный день детей.

А следом, через восемь дней -

Международный день друзей!...

Ведущий: А какой праздник скоро будет отмечать наша страна?

Совершенно верно. День России!

Правда, праздник этот появился совсем недавно.

Долгое время наша страна входила в состав Советского Союза — огромного государства, объединявшего 15 республик. Потом народы этих республик решили жить самостоятельно, и на месте Советского Союза образовались независимые государства. Декларация о независимости России была подписана 12 июня 1990 года. С 1992 года этот день является государственным праздником в нашей стране, а с 2002 года называется Днём России.

Страна, в которой мы живём, - самая большая в мире. На восточной её оконечности, обращенной к Тихому океану, только-только начинается утро, а на западе день уже клонится к вечеру. Северные берега нашей Родины выходят на студёный Северный Ледовитый океан, а на юге страны чуть ли не круглый год жарко светит солнце. В России есть высокие горы, широкие реки, огромные озёра, бескрайние густые леса, а недра содержат все полезные ископаемые, необходимые людям. Но славится Россия, конечно, не только своей огромной территорией и неисчерпаемыми природными богатствами.

У нашей страны долгая и интересная история, в ней чередуются счастливые и нерадостные страницы. В мирные времена народы, населяющие Россию, строили города и собирали урожаи, в лихие - сражались с врагами, побеждая на суше и на море. Учёные России делали великие открытия, книги её писателей переведены на все языки мира, а музыка композиторов звучит в самых знаменитых концертных залах планеты. Имена наших мореплавателей и путешественников носят моря, острова, горы и города. У нас в России родился и тот, кто первым отправился в самое необыкновенное путешествие - в космос. Совершив его, Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, рассказывал, какими прекрасными кажутся просторы нашей Родины с космической высоты, и назвал это важнейшим своим открытием, сделанным во время полёта вокруг Земли.

Все мы, живущие в нашей великой стране, тоже открываем её для себя. Начинаются эти открытия с детства и не кончаются никогда, настолько многогранна и необъятна Россия.

Официальное название нашей страны — Российская Федерация (сокращённо — РФ). Что значит «федерация»? Это добровольное объединение равноправных территорий и народов.

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? А чем народы отличаются друг от друга? (ответы детей).

Ведущий: Правильно, ребята, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России - русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:

Адыгея; Алтай; Башкирия (Башкортостан); Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Кабардино-Балкария; Калмыкия; Карачаево-Черкесия; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Северная Осетия — Алания; Татарстан; Тува (Тыва); Удмуртия; Хакасия; Чечня; Чувашия; Саха (Якутия).

Ведущий: Наше государство - правовое. Это означает, что у всех нас, граждан России, есть права, свободы и обязанности. И вам предстоит идти по жизни и выполнять Основной Закон - Конституцию Российской Федерации. Какой будет ваша жизнь и судьба Родины? Это зависит не только от того, научитесь ли Вы жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Одно из прав - право участвовать в выборах и быть избранным. Когда вам исполнится 18 лет, вы тоже сможете принимать участие в выборах.

Гость нашего сегодняшнего мероприятия - секретарь территориальной избирательной комиссии города Азова - Михалева Татьяна Павловна. Я предоставляю ей слово.

(Выступление Т.П. Михалевой. Что такое демократия, когда и где она зародилась? Как раньше проходили выборы на Дону?).

Ведущий: А сейчас предлагаем вам принять участие в выборах достойного персонажа Сказочной страны. Представляем вам первого кандидата.

Разбойник:

Я — разбойник и злодей.

Граблю, видишь ли, людей.

Но под влияньем критики

Peшил пойти в политики!

У меня, ребята, к вам

Дельце очень выгодное!

Это очень прибыльно!

Ведущий: Теперь предоставим слово второму кандидату.

Баба - Яга:

Вдруг, как в сказке, выборы тут.

Верю Я! меня изберут.

Буду всеми руководить,

Люди будут дань мне платить.

Всё мне на дом будут носить.

Получить хочу я власть

И заживу тогда я всласть!

Ведущий: Вот наш третий кандидат.

Волшебник:

Не хочу обещаний напрасных давать.

Только одно хочу вам сказать:

Что всеобщий выражу я интерес:

Сказочному царству - достаток, внимание, мир и прогресс!

Ведущий: Ребята! Сейчас вам раздадут листочки. Они называются бюллетени. В них будут вписаны 3 кандидатуры. Вы должны поставить галочку рядом с той кандидатурой, которую считаете самой достойной. Затем свой бюллетень вы опускаете в урну для голосования.

Выбрать надо одного

Самого достойного.

Предлагаю ручки взять,

Ведущий: Ребята, большинство своих голосов вы отдали Волшебнику. Молодцы, вы сделали правильный выбор.

В этом мире тебе жить,

И тебе его вершить.

Это вовсе не игра,

Выбор твой - твоя судьба.

Ведущий: Поэт Владимир Орлов написал такие замечательные строки:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С государственными символами связаны такие понятия, как честь, достоинство, сила и благородство.

С XIX века складывается триединство символов нашего государства - герб, флаг, гимн.

«Государственные символы России»

1. Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода; изображается на флагах, монетах, печатях, документах и т. д. ).

2. Как называется раздел истории, изучающий гербы и их происхождение? (Геральдика ).

3. Какая птица изображалась на гербе Российской империи? (Двуглавый орёл ).

4. Головы орла, изображённого на современном российском гербе, увенчаны:

одной короной;

двумя коронами;

тремя коронами.

5. Что означает корона, скипетр, держава? (Корона, скипетр, держава — регалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует ).

6. Что означают три короны над головами двуглавого орла в современном гербе России? (Три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная ).

7. Где можно увидеть герб России? (На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы ).

8. Как называется наука, занимающаяся изучением флагов и знамён? (Вексиллология. Вексиллум — четырёхугольное полотнище с рисунками и надписями, прикреплённое к горизонтальному древку, которое в свою очередь крепится к длинному вертикальному древку; использовался в качестве флага в Древнем Риме. В отечественной литературе употребляются также понятия «знаменоведение» и «флаговедение» ).

9. Вспомните древнерусское название воинского знамени. (Стяг, хоругвь ).

10. Что такое штандарт? (Флаг главы государства. Поднимается над местом пребывания последнего: над дворцом, на корабле и т. д.).

11. Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски; является официальным отличительным знаком государства).

12. Порядок расположения цветов на современном российском флаге (сверху вниз): (белый, синий, красный ).

13. Что означают цвета Российского флага? (Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие ).

14. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников… )

15. Что такое гимн?

(Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня ).

КРОССВОРД «СИМВОЛЫ РОССИИ»

Ведущий: Живем мы в России. Любим, почитаем свою Родину. А хорошо ли мы ее знаем?

В этом нам поможет разобраться очень интересная викторина.

«ВО ВРЕМЕНА БЫЛЫЕ»

1. Предками русского народа являются:

Западные славяне;

. восточные славяне;

Северные славяне.

Масленица;

. Святки;

Троица.

3. Русской армией в Бородинском сражении командовал:

Александр Васильевич Суворов;

. Михаил Илларионович Кутузов;

Дмитрий Михайлович Пожарский.

4. Первый российский университет основал:

. Михаил Васильевич Ломоносов;

Николай Иванович Пирогов;

Дмитрий Иванович Менделеев.

5. Александр Сергеевич Пушкин родился:

В 1699 г.;

. в 1799 г.;

В 1899 г.

6. Картину «Утро в сосновом лесу» написал:

. Иван Иванович Шишкин;

Илья Ефимович Репин;

Василий Иванович Суриков.

7. Балет «Лебединое озеро» написал:

Модест Петрович Мусоргский;

Сергей Васильевич Рахманинов;

. Пётр Ильич Чайковский.

8. 1861 год — это год...

Куликовской битвы;

. отмены крепостного права;

Освобождения от монголотатарского ига.

9. Петр I был...

Книгопечатником;

Полководцем;

. императором России.

10. М. И. Кутузов был...

. полководцем;

Адмиралом;

Царем.

11. А. В. Суворов был...

Князем;

Флотоводцем;

. генералиссимусом.

12. Бородинская битва была в...

. 1812 г.;

1613 г.;

1912 г.

13. Кирилл и Мефодий были...

Русскими богатырями;

Великими полководцами;

. создателями азбуки для славян.

14. Ледовое побоище было...

На Волге;

. на Чудском озере;

На Балтийском море.

15. Александр Невский воевал...

С монголо-татарами;

. с крестоносцами;

С немецко-фашистскими захватчиками.

10. 988 год - год...

. принятия христианства;

Начала войны с половцами;

Образования Золотой Орды.

Ведущий: Ребята, давайте вспомним, как в народе называли исторических деятелей, какие у них были прозвища.

Олег Вещий . Правитель древнерусского государства, который погиб от коня своего.

Александр Невский . Разгромил шведов на Неве и за эту победу получил такое прозвище.

Ярослав Мудрый . Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью, много заботился о нуждах страны, строил города, воздвигал церкви (например, церкви Св. Софии в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал распространению письменности на Руси.

Всеволод III Большое Гнездо . У этого правителя Древней Руси было 12 детей.

Иван I Калита . Прозван за свою бережливость Калитою («калита» — кошель для денег).

Юрий Долгорукий . Основатель Москвы. Начиная с 1132 г. он отстаивал на юге интересы свои и братьев, борясь за Переславль, затем за Клев (за что, вероятно, и получил прозвище Долгорукого).

Дмитрий Донской . Так он прозван за победу в Куликовской битве, которая происходила близ реки Дон 8 сентября 1380 г.

Владимир I Красное Солнышко . Сделал христианство официальной религией.

Царь Иван IV Грозный . Проводил жестокую политику опричнины.

«Кому принадлежат эти слова?»

. «Кто на Русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет». (Александр Невский )

. «Воюют не числом, а умением». (А. В. Суворов )

. «Не сразу Москва строилась». (Иван Калита )

. «Честная смерть лучше позорной жизни». (Дмитрий Донской )

. «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» (М. В. Ломоносов )

. «Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

(А. С. Пушкин ).

Ведущий: Живая разговорная речь русского народа необычайно богата разнообразными выражениями. В них он раскрывал своё отношение к окружающему миру, к своей жизни, быту, труду, использовал в песнях, сказках и пословицах.

Для 1 команды

У кого глаза велики? (У страха )

Чем горю не поможешь? (Слезами )

К чему ума не пришьешь? (К шубе )

Что красит человека? (Скромность )

Чем не кормят соловья? (Баснями )

На какой роток не накинешь платок? (На чужой )

В какие сани не следует садиться? (Не в свои )

Что надо беречь смолоду? (Честь )

В какое время приходит аппетит? (Во время еды )

Без чего и медом сыт не будешь? (Без хлеба )

Для 2 команды Продолжи пословицу

Дурная голова... (ногам покоя не дает ).

Рано пташечка запела... (кабы кошечка не съела ).

Хороша веревка длинная... (а речь короткая ).

За твоим языком... (не поспеешь босиком ).

Делу время... (потехе час ).

Хочешь есть калачи... (не сиди на печи ).

Чего себе не хочешь... (того и другим не твори ).

Кто сам плут... (тот другим не верит ).

Не быть бы счастью... (да несчастье помогло ).

Двум смертям не бывать... (а одной не миновать )

(Командам поочередно задаются вопросы. Команды отвечают пословицами. За каждый правильный ответ команда получат по 1 баллу )

1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки? (Поспешишь — людей насмешишь ).

2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведет )

3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? (Дело мастера боится ).

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человек, который постоянно вмешивается в разговоры других? (Много будешь знать — скоро состаришься ).

5. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? (Скучен день до вечера, коли делать нечего ).

6. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? (Ум — хорошо, а два — лучше )

7. Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? (Друг познается в беде ).

8. Что скажут родители, если сын или дочь взялись за несколько дел сразу и ни одно не довели до конца? (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь )

Ведущий: О русских богатырях - героях, действительно существовавших, подвиги которых сохранились навсегда в памяти нашего народа, мы узнаём из былин.

«Былины»

Разгадав правильно кроссворд, в выделенных клетках вы прочитаете название героев русских былин.


1. Короткая палка с шарообразным утолщением на конце, служащая оружием.

2. Рубашка из металлических колец.

3. Старинный музыкальный инструмент.

4. Кто помог встать на ноги богатырю, пролежавшему 30 лет и 3 года?

5. Предмет ручного вооружения в виде округлой или прямоугольной формы.

6. В старину металлические доспехи.

7. Богатырь, прославившийся в борьбе со Змеем Горынычем.

8. Имя богатыря родом из Мурома.

(1. Булава. 2. Кольчуга. 3. Гусли. 4. Калики. 5. Щит. 6. Латы. 7. Добрыня. 8. Илья )

(Калики - пешие странники, побывавшие в святых местах и много повидавшие на своем веку ).

Ведущий: Сказки - чудесные сны человечества. Давно привиделись. Навеки запомнились. Волшебство и мудрость сказок очаровывают, а их герои учат нас трудолюбию, смекалке и доброте.


СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ

1. С парой скоростных сапог без труда посланец смог пробежать три королевства и добраться в срок до места (САПОГИ - СКОРОХОДЫ)

2. До чего же быстр и скор этот сказочный ковер! И царевич, словно птица, выручать невесту мчится. (КОВЕР - САМОЛЕТ)

3. Взмах волшебного предмета - тыква сделалась каретой, шесть малюсеньких мышей превратились в лошадей. (ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА)

4. Как радушная хозяйка ты нам, скатерть, подавай - кА щей, солененьких грибков да румяных пирожков! (СКАТЕРТЬ - САМОБРАНКА)

5. Чтобы незаметно скрыться, эта шапка пригодиться. Вот так чудо из чудес: взял, надел - и ты исчез! (ШАПКА - НЕВИДИМКА)

6. Отражая молодицу, говорит стекло царице: - Я не знаю в царстве нашем никого милей и краше! (ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ)

7. Ночью страшная старушка стартовала вверх с опушки. Аппарат летит стрелой, а пилот рулит метлой. (СТУПА БАБЫ - ЯГИ)

8. Нет, не хочет покидать Емельян свою кровать. Я вам правду говорю: лежа едет он к царю! (ПЕЧКА ЕМЕЛИ)

ИГРА « ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?»

Ведущий: Я буду называть героев и предметы из какой - нибудь сказки, а вы отгадайте ее название.

1. Тесто, бабка, дед, заяц, лиса, волк, медведь (КОЛОБОК)

2. Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок (ТЕРЕМОК)

3. Семена, грядка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка (РЕПКА)

4. Яичко, скалка, дед, баба, мышка (КУРОЧКА РЯБА)

5. Корыто, берег моря, столбовая дворянка, царица, старик, золотая рыбка (СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ)

Ведущий: Мы с вами сегодня уже называли Сергея Владимировича Михалкова как автора Гимна России. Талант С.В. Михалкова многогранен: он поэт и баснописец, публицист и драматург, сценарист и переводчик, исследователь детского чтения.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам Михалков главным делом своей жизни считал поэзию для детей. «Популярность детской книги — вещь очень загадочная говорит поэт. — Прогнозировать её невозможно. Но факт остаётся фактом: если в доме у ребёнка много книг, а он требует, чтобы ему читали одну и ту же, — значит, это и есть настоящая детская книга. Так что не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна».

А книги Сергея Владимировича — весёлые, умные, добрые — по-прежнему помогают людям жить.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА»

2. Как называлось его первое стихотворение? («Дорога» )

3. В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? «А что у вас?»

4. Из какого стихотворения эти строки?

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей. («Песенка друзей» )

5. Кого ребята взяли с собой в дорогу в известной песенке?

(Мы везём с собой Кота, Чижика, Собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, Попугая — Вот компания какая! )

6. Какое предложение писал герой стихотворения «Чистописание»? («Даёт корова молоко» )

7. К какому выводу он пришёл? («Да, стать учёным нелегко» )

8. Какая фамилия была у Дяди Стёпы? (Степанов )

9. Какая температура была у героя одного из стихотворений? (Тридцать шесть и пять )

10. Что за каша была у Саши? (Каша из слов )

11. Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? (Сто пятнадцать человек )

12. Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений? (Спать ).

«ПРОДОЛЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ»

1. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили... (синий-синий, презелёный красный шар )

2. В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил... (высокий гражданин по прозванью «каланча»)

3. В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил... (упрямый Фома )

4. На прививку! Первый класс! —

Вы слыхали? Это нас...

Почему я встал у стенки? ... (У меня дрожат коленки ).

5. Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали: ... (Раз, Два, Три, Четыре, Пять )

6. Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал... (щенок ).

7. У меня печальный вид —

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это... (грипп ).

8. Ах, ты моя душечка,

Белая... (подушечка ).

Ведущий: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

О нашей великой стране вам, друзья, в школьные годы предстоит узнать куда больше, чем из сегодняшнего мероприятия. Впрочем, продолжать открывать свою страну, узнавая о ней всё больше и больше, вы, друзья, будете и всю дальнейшую жизнь, уже окончив школу и даже институт, а может быть, и не один.

Будете открывать её, читая и перечитывая книги наших великих писателей и поэтов. Слушая её музыку и рассматривая в музейных залах картины её художников. Путешествуя по её железным дорогам и плавая по рекам, встречаясь с людьми, живущими в самых разных местах.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Александр Прокофьев .

Список литературы:

1. Балязин, В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы/В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА - Пресс, 2004.

2. Бегунова, А.И. От кольчуги до мундира: книга для учащихся/А.И. Бегунова. - М.: Просвещение, 1993.

3. Игонина, Г.С. Наша Родина - Россия: кроссворды, ребусы, головоломки. - М.: Просвещение. - 2007.

4. Михалков, С.В. Товарищи - дети: стихи и сказки/С.В. - Михалков. - М.: Дет. лит.,1985.

5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. - М.: Школа - Пресс, 1994.

6. http://www.wisdoms.ru

Составитель: Мишахина Л.А., библиотекарь библиотеки им. А. Штанько

Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи (организация здорового досуга, формирование гражданской идентичности гражданина России, добровольческие и волонтерские движения, поддержка молодежных инициатив и другие) необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Огрехи и просчеты в воспитании подрастающего поколения приводят к плачевным и необратимым последствиям: это видно из различных исследований и статистических данных, которые показывают ухудшение общего состояния здоровья среди подростков, существующую проблему организации досуга в свободное время, рост употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи, увеличение количества разводов среди молодых семей.

В настоящее время очень остро стоит проблема эффективной реализации программ комплексного воспитания, образования и оздоровления подрастающего поколения, организации здорового досуга и отдыха подростков, формирования потребности у молодежи к здоровому образу жизни, готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Особенно актуальна проблема занятости подростков и молодежи в летнее каникулярное время, когда у молодых людей появляется много свободного времени не занятого учебной нагрузкой. Именно в этот период необходимо помочь молодым людям организовать свой отдых и досуг с пользой для себя и общества.

Обоснование значимости программы, новизны идеи:

Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию сказал:

«Мы должны поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать из поколения в поколение…

Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.»

Президент ставит перед Правительством РФ и регионами задачу «… развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Всё должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи».

Таким образом, программа летних молодежных лагерей «Моё Отечество» полностью соответствует задачам государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения.

Новизна идеи в реализации программы молодежных лагерей «Моё Отечество» заключается в том, что путем проведения лагерей различной направленности, внести вклад в решении проблемы комплексного воспитания подростков и молодежи, так как мы считаем, что:

— военно-патриотиеческий лагерь позволяет подросткам получить практические навыки начальной военной подготовки, укрепить их здоровье, воспитывает в ребятах чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки и смекалки;

— естественно-научный лагерь сплачивает молодежь дружбой, одновременно они делают свой вклад в охрану природы своего края и изучения её особенностей, учатся бережно относиться к природе,рационально использовать природные ресурсы;

— водный поход сочетает активный, здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, водный туризм учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, поэтому участие в походах воспитывает находчивость, мужество и умение выходить из сложных ситуаций.

Основной идеей нашей программы является организация интересной, содержательной, добровольной, общественно значимой и практической деятельности молодого поколения, выраженной в самоопределении, самореализации через систему водно-туристического похода, туристического, естественно-научного и военно-патриотического лагерей.

Данные формы организации летнего отдыха содействуют формированию более полноценной личности, воспитывают добровольчество, трудолюбие, волю, настойчивость.

Цель программы:

создание условий для пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде, формирование исследовательской деятельности молодежи и вовлечение её в социальную практику средствами молодежных летних лагерей. Воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и Отечество.

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края и страны в целом средствами исследовательской и практической деятельности.
  2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности у подростков и молодежи города.
  3. Популяризация туризма как формы активного отдыха среди молодежи детей и подростков города.
  4. Оздоровление подростков и пропаганда здорового образа жизни.
  5. Формировать у молодёжи представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
  6. Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность.
  7. Привитие молодежи и подросткам навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач.

Виды деятельности по программе:

— военно-патриотический лагерь «Честь имею» – развитие гражданственности и патриотизма;

— естественно-научный лагерь «Я — исследователь» – развитие добровольческой деятельности, поддержка и развитие исследовательской деятельности молодёжи;

— водно-туристический лагерь «Российские просторы»– развитие гражданственности и патриотизма, пропаганда здорового образа жизни в молодёжной среде;

— туристический лагерь «Память» – развитие гражданственности и патриотизма, поддержка и развитие исследовательской деятельности молодёжи.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Мое Отечество».

Выполнили воспитатели:

Журавлева М.В.

Архипова О.В.

Дзержинск

Образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 20»

воспитатель М.В.Журавлева, О.В.Архипова.

Творческое название:

«Мое Отечество» .

Классификация проекта:

Продолжительность проекта

среднесрочный

Количество

Групповой

Интегрированный

Информационно-творческий

Визитная карточка.

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения: со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, его столицей и символами.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Чувства привязанности к отеческим ценностям является основой формирования убеждений и готовность действовать соответствующим образом.

А значит, эта работа важна для воспитания человека будущего – настоящего патриота своей Родины.

Данный проект посвящен гражданско

патриатическому воспитанию детей. Данная работа направлена на формирование знаний у детей о символике современной Росси, о традициях нашей страны с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО. Проект способствует формированию познавательно-творческих умений и навыков .

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств и ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

Формировать представление детей о родной стране;

Обобщить знания детей о национальных костюмах;

Формировать у детей чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Развивающие:

Развивать и углублять знания об истории и культуре России и родного края;

Развивать способности осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Развивать интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов;

Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

Развивать память, мышление, связную речь, мелкую моторику рук;

Побуждать детей к совместной деятельности.

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к своей родине – России, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к сверстникам и их родителям.

Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитывать у учащихся чувства патриотизма.

Планирование.

Реализация проекта рассчитана на 1 месяц, будет проходить в 3 этапа:

Подготовка к проекту

Реализация проекта

Презентация

Разработка плана реализации проекта.

Провести диагностику детей на начало проекта

Обогатить предметно-пространственную среду в группе для реализации проекта

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, историями о ВОВ, о военной технике усилиями педагога, детей и их родителей.

Обогащение предметно-развивающей среды.

Книжный уголок:

Предметные картинки, художественная литература по теме «Мое Отечество»

Уголок продуктивной деятельности:

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации

Проведение викторины « Мое Отечество»

Проведение ООД, игр, бесед, рассматривание фотографий, чтение рассказов и стихотворений, составление и отгадывание загадок,

Проведение индивидуальных консультаций,

Защита проекта по теме «Мое отечество» по следующим аспектам:

«Что такое Родина, символика, народные костюмы.»

«Какую роль играет каждый гражданин нашей страны?»

«Зачем нужны национальные костюмы»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей Родине.

2.Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

3.Знакомство с национальными и государственными символами России.

4.Помочь родителям понять важность воспитания патриотизма, гражданственности и расширить в семье совместную деятельность с детьми по данной проблеме.

Планирование.

Образовательные области

Дата,название мероприятий, задачи.

Познавательное развитие

13.02 . Рассматривание альбома «Государственная символика».

Задачи : расширять представления о государстве. Воспитывать любовь к Родине.

14.02 .Чтение художественной литературы.

Задачи : формировать у детей образ былинного богатыря. Развивать эмоциональное восприятие художественных произведений. Воспитывать любовь к Родине.

20.02. Рассматривание книжки-малышки «пословицы и поговорки о Родине»

Задачи : Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о Родине.

22.02 Просмотр презентации «Мое Отечество»

Задачи : Углублять знания детей о Родине.

1.03 Беседа «Выборы в стране».

Задачи : Познакомить детей с понятием выборы, его предназначением. Развивать интерес и любознательность к организации прохождения выборов.

2.03 . Викторина «Мое Отечество»

Задачи: Активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения. Развивать умения реагировать на высказывания партнера,- активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и уважение к России.

Художественно-эстетическое развитие

8.02 . Заучивание Гимна России.

Задачи: воспитывать патриотизм, гордость за страну.

16.02 . Празнование «Масленицы».

Задачи: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Развивать интерес к руссконародному фольклору.

19.02 .ООД Рисование.

Тема: «Наша армия родная»

Задачи : Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами.

21.02 Праздник, посвященный к дню защитников отечества.

Задачи: Развивать патриатизм Воспитывать гордость за страну.

22.02 ООД Лепка.

Тема: Пограничник с собакой»

Задачи : Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов. Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

26.02 Конструирование солдата в вечернее время.

Задачи: Совершенствовать умение вырезать детали на глаз и приклеивать их к сделанному конусу (из круга) или цилиндра (из прямоугольника), придавать поделке определенный образ, украшая ее вырезанными мелкими деталями.

2.03. Оформление стенгазеты «Мое Отечество».

Задачи: обобщить знания детей о Родине.

Физическое развитие.

12.02 . п/и «Собери флажки».

Задачи : учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

15.02 .п/и «Будь ловким»

Задачи :учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.

Социально-коммуникативное развитие

8.02. Д/и « Профессии».

Задачи: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

15.02 Д/и «Скажи по-другому».

Задачи : упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов

Речевое развитие

5.02 . ООД Развитие речи

Тема: Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Задачи: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

12.02 беседа в вечернее время

Тема : «Наша Родина-Россия»

Задачи : воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.Ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и гимном России

16.02 ООД Развитие речи

Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Задачи: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

26.02. Чтение стихов о Родине.

Задачи : Обогащать духовный мир детей.

Работа с родителями.

Форма проведения.

Оформление альбома

Беседа с родителями на тему: «Патриотическое воспитание детей».

Оформление книжки- малышки «Пословицы и поговорки о Родине».

Праздник, посвященный дню защитника Отечества.

Выставка детских рисунков.

Оформление стенгазеты «Мое Отечество»

Родители: Сегодня мы представляем вашему вниманию совместный проект родителей, детей 2 «а» класса, который называется «Моё Отечество - мой город! Первое в городе в первые десять лет строительства города» Наверное, у многих возник вопрос, почему именно эту тему мы взяли для работы?

Родители: Наша группа побывала в краеведческом музее, где мы узнали о первых годах строительства нашего города. Мы побывала в Архиве города, в библиотеке семейного чтения, посмотрела фильм о нашем городе.

Родители: Наша группа провела экскурсию по старому городу, где познакомилась с первыми строениями нашего города.

Ученик : Есть такой город на карте - маленький он, небольшой. В устье Илима построен.

Ученик: 23 ноября 1962 года к створу будущего гидроузла прибыл первый десант гидростроителей во главе с бригадиром Иннокентием Перетолчиным. Первопроходцами были: бригадир Иннокентий Перетолчин, Максим Ушацкий, Анатолий Субботин, слесарь-компресорщик Михаил Ведерников, Петр Давыденко,студент-заочник Евгений Александров, водитель Григорий Притуло.
Вот как об этом историческом моменте рассказывает бригадир:
"Это было в далёком, но и близком 1962 году…Опустился наш АН-2 прямо на лёд, около деревни Невон. Вышли мои парни, смотрят по сторонам, что-то заскучали вроде…Да и то сказать, хотя мы к сибирским пейзажам привычны, но после Братска пустовато вроде. Деревня, правда, рядом, да дома добротные, крепкие, хотя и старые, почернели все от времени. Ангара тянется за горизонт, снегом ровно засыпанная, будто полотно натянуто. По берегам тайга щетинится, как серая оленья шкура. И тихо-тихо, словно во сне. Признаться, защемило в душе - когда ещё здесь, в этой глухомани, настоящая работа и жизнь начнётся…

Смотри не смотри, а надо дело делать. Стали обживаться помаленьку. А тут праздник пришёл - День Конституции, его тогда 5 декабря праздновали. И пришла кому - то в голову мысль, насколько помню, Толе Субботину: братцы, праздник ведь, опять же десант мы как - никак высадили, вроде как плацдарм захватили, а какая же победа, если флаг не подняли? И правда! Решили - должен быть флаг, да такой, чтобы его отовсюду было видно. Значит, надо поднять его над Толстым мысом, выше точки в округе нет…"

Ученик:
И пятого декабря наша «великолепная семёрка» подняла на вершине Толстого мыса государственный флаг. Над застывшей Ангарой прогремел троекратный ружейный салют- символ начала освоения Илимского края. Мы молча стояли на вершине отвесной скалы, названной нами утёсом Радищева. Над нами гордо реял красный флаг.
В тот же день из зимовья, стоявшего у подножия Толстого мыса, мы переселились в первую на Усть - Илиме палатку…».Свой первый усть - илимский Новый год бригада Иннокентия Перетолчина встречала в единственной на всю округу палатке.

Ученик:
На усть - илимскую землю молодёжь ехала по комсомольским путёвкам. Нам удалось увидеть одну из таких путёвок. Вот так она выглядела.
(Показываем одну из таких путёвок)

Ученик:
1963 год.
Из воспоминаний одного из первостроителей:«Восьмого марта 1963 года мы сдали в эксплуатацию первую на стройплощадке столовую на 45 мест. Галина Павловна Боровская (первая повар Усть - Илима) и её помощница Валя Шумкова (Генералова) накормила всех настоящим борщом и сибирскими пельменями. К 1 мая построили клуб на 85 мест, а в конце июня мы уже мылись в собственной бане. Хозяйкой палаточного городка, клуба и бани была Анна Перетолчина.

Ученик:
Анна Перетолчина и сейчас живёт в нашем городе вместе со своей дочерью на улице Ленина.

Ученик:
Интересный факт. Даже в палаточном Усть - Илимске уже серьёзно думали о культуре. Много здесь не хватало, а пианино купили и берегли как драгоценность, укрывая её брезентом от дождя и снега. Это потом уже строили Дворец культуры, библиотеку, музыкальную школу.

Ученик:
Нельзя сегодня не вспомнить и ещё одно очень важное событие. 15 июня 1963 года к нам в гости приехали Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон, Виктор Кахно и Николай Добронравов. Тихий летний вечер. Как сейчас вижу: диск солнца коснулся вершин деревьев. На небосклоне - вечерняя заря. К берегу причалил катер. А на палубе - пианино! Строители, геологи, крестьяне из близлежащих деревень, дети (откуда только!) устроились на берегу реки. И вот над таёжной тишиной полилась мелодия. Запели Кобзон и Кахно. Мы долго стоя аплодировали гостям. Давно погасли костры, а мы всё не расходились. Это были незабываемые минуты и часы радости».
Что интересно, Николай Добронравов и Сергей Гребенников, также бывшие на этом легендарном катере, написали книгу, где тоже - но уже со своей стороны - вспоминают этот эпизод:
«..Мы плывём дальше, к посёлку строителей, туда, где живут люди. Начавшие работы по строительству Усть - Илимской ГЭС. Впереди показались три огромных острова. Лосята- так называют их здесь. Лосята выросли большие. На их скалистых «рёбрах» густая щетина сосен. «Головы» лосят задевают проплывающие облака. Почему так прозвали острова, нам выяснить не удалось. Лётчики же, летающие в этих местах, говорят, что сверху Лосята кажутся следами какого-то зверя - может быть, гигантских размеров лося.
Катер вводит нашу баржу в залив.
- Постоянный, - сказал шкипер и кивнул в сторону видневшегося вдалеке посёлка.
В глубине залива, у берега, виднелись два бревенчатых домика и несколько палаток… Не прошло и десяти минут, как мы были на месте. Кобзон и Кахно нырнули под брезент, вытащили из чемоданов свои чёрные костюмы и стали переодеваться. Фрэд Юсфин заметил:
- Стоит ли, ребята, вам переодеваться? Люди здесь простые, добрые и судить о качестве концерта будут не по костюму!

Ученик:
Мы сюда пришли к вам работать, и поэтому зрители должны видеть вас, каким увидели бы вас в Москве, на концерте во Дворце съездов.

(Клип «Девчонки танцуют на палубе». Родители-поют. Дети читают стихи, танцуют)

Ученик:
10 февраля 1964 года - смонтированы первые 60 км. Провода на ЛЭП-110 Братск – Усть - Илимск.
Май - был построен первый магазин, который в народе прозвали «синий».К сожаленью, его сейчас нет.
24 мая - первые кубометры гравия столкнул в протоку бульдозерист Николай Юдин.
И в июле 1964 года засверкали свежей краской крыши первых двухэтажных домов. К этому же времени относится любопытный отчётный документ: «Жилой фонд строителей состоит из двух зданий в два этажа, 10 палаток. 102 индивидуальных строений (проще говоря, «времянок») и двух двухквартирных домов». Численностьнаселения посёлка гидростроителей превысила в 1964 году 800 человек.

Ученик:
5 июля 1964 года к берегам Ангары причалил катер с баржей, вскоре ставшей сценой. За роялем композитор Александра Пахмутова, а её песни исполняет известный певец - Иосиф Кобзон. Зрители - жители Усть – Илимска - расположились на пригорке. Над рекой неслись звуки и слова песни, ставшей родной.

(Исполняется песня, поют дети.)
Под звуки мелодии звучит стих.

Ученик:
Был здесь редок путник
и прохожий,
Где лесов необозрим
размах.
Город, на другие не
похожий,
Вырос на ангарских
берегах.
Здесь дома взбираются
на сопки,
А туманы спят на берегу,
здесь проспекты
Переходят в тропки
и уводят в чуткую тайгу.
Здесь у рек упругие
стремнины
И заливов потаённых гладь.
Зори над красавицей-
плотиной
Хороши – пером не описать!
Здесь ребята сметкою богаты,
Делают работу от души.
Ну, а усть-илимские девчата
Просто несказанно
хороши!
Над тайгой притихшей
каждый вечер
Ветер песни новые поёт,
Утром город расправляет
плечи-
Впереди забот
невпроворот.

Ученик:
1965 год.
12 января исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий посёлок Усть- Илим в составе Братского района.
В декабре 1966 г . Опустела последняя палатка. Все строители переселились в благоустроенные квартиры или в собственные дома.
24 августа произведён первый взрыв на острове Лосёнок.

Дети читают стихотворение.

Лосята .

Я помню день, когда легко и свято
Весёлый флаг рванулся в синеву,-
К нему бежали белые Лосята,
Три острова, три каменные брата,
И белый снег, как первая утрата,
Летел на прошлогоднюю траву.
Доверчивые каменные звери
Обрадовались первому костру,
И облаков взъерошенные перья
На резкой грани веры и неверья
На высоте открытья и потери
Над ними шевелились на ветру.

Я помню день, когда в сиянье мая
К ним человек привёл свои дела,
И, собственный проступок понимая,
В бока живые вбил стальные сваи,
Ломалась взрывом тишина святая,
И каменная кровь в воде текла.

Уже вода по грудь, уже - по плечи,
Уже видны лишь ноздри у лосят,
Они идут на дно по-человечьи,
Что извиненья наши. Речи -
Когда горят берёзовые свечи
И сосны по лосятам голосят.

В ядро земное упершись ногами,
Они стоят. Как стража в глубине, -
Дома, что поросли над берегами.
Деревья. С медно-рыжими рогами.
Лосятами, идущими лугами
В своё бессмертье, показалось мне.

Я думаю: как жертвенна природа,
Как терпеливо может нам прощать.
Да. Ток ангарский - это для народа,
Да. Город новый - это для народа.
Но нет Лосят. Навек сомкнулись воды,
И трёх детей не досчиталась мать!

Ученик:
1966 год. Первым гражданином, появившемся в Усть-Илиме, является сын Нины Путинцевой, маляра Жилстроя, родившийся 19 января. Параметры уникума для истории остануться тайной, т. к. в родильном отделении не оказалось весов. К 24 декабря 1966 г. Акушеры приняли ещё 98 девочек и мальчиков.

Ученик:
1966 г. В деревянном посёлке открылась первая школа. Сейчас это вечерняя школа

Ученик:
Интересный факт: в январе 1967 г. Вышел первый выпуск газеты на Усть-Илиме. Называлась она «Вестник Усть-Илима». Какие же события оказались достойными внимания корреспондентов этого печатного органа?
«…В нашем молодом городе около 7 тысяч жителей, не считая командированных и журналистов. Хлеба на Усть-Илиме съедают три тонны в день…Проблемы с водой. Мало водовозок. Однажды намылившиеся клиенты бани вынуждены были прибегнуть к услугам пожарной команды…Палаточный городок- последний оплот пресловутой романтики-рушится под ножом бульдозера и навсегда прекращает своё существование на Усть-Илиме. Едва ли кто сейчас взгрустнёт по этому поводу…»

Ученик:
Зимой 1967 г. Был открыт первый благоустроенный детский садик. Работники детского сада посадили вокруг садика тополя и назвали его «Тополёк.» Заведовала первым детским садом Вера Александровна Гармидер.
К сожалению этого детсадика сейчас нет.

Ученик:
В феврале 1967 г., было произведено первое перекрытие Ангары.
4 июля начался монтаж первого крупнопанельного дома. Первую железобетонную панель установила бригада М. Шарыпова. С этого дня из Братска ежедневно стало приходить 50- 60 панелевозов с изделиями домостроения.

Ученик:
Ни к чему вспоминать, что бывало нам худо,
Может подвиг и вправду наш был невелик,
Но однажды страна вдруг увидела чудо:
Новый город на карте возник!

И задорною песнею жизнь зазвучала!
Ангару покорившие, мы говорим:
Навсегда нас с тобою судьба повенчала,
Усть - Илим, Усть - Илим, Усть - Илим!

Ученик:
25 марта 1968 г. Началось строительство моста, который должен быть соединить левый и правый берег.
22 апреля в плотину ГЭС уложил первый бетон бригада Николая Корначёва.
10 июля на Усть - Илим прибыло более 800 юношей и девушек в составе студенческих строительных отрядов.

Ученик:
12 октября вышел в свет первый номер газеты «Усть-Илимская правда».
Была построена первая кирпичная школа. Это была средняя школа №2.
Ученик:
5 июня 1969 г. на улицах посёлка уложен первый асфальт.
11 августа - начат щтурм Ангары.
13 августа - перекрытие завершено.

Ученик:
Изучив материалы о нашем городе, мы составили список фамилий тех людей, которые в чём-либо были «первыми» в нашем городе, и мы решили узнать, проживают ли они сейчас в Усть - Илимске.
К сожаленью, из нашего большого списка оказалось. Что в городе сейчас проживают:
- Юдин Николай Семёнович - это он 24 мая 1964 г. столкнул первые кубометры гравия в протоку.
- Перетолчина Анна Петровна - в 1963 г. хозяйка палаточного городка, клуба, бани, жена первопроходца Иннокентия Перетолчина.
Мы связались с ними и общались.

Ученик:
В рамках проекта у нас в классе прошёл конкурс стихов об Усть - Илимске. Мы представлем вам некоторые из них.

Ученик:
Мы с мамой сочинили это стихотворение.

Что за город, от края до края
Весь пешком ты за час прошагаешь.
Мы практически все здесь знакомы,
Здесь везде себя чувствуешь дома.

Нет ни пробок, ни суетной спешки.
Пусть в столице считают усмешкой:
Будто серость и периферия.
Мы,конечно,немного другие.

Друг для друга мы люди, не масса.
И не важно, какая в ком раса.
А с сибирской душою народа
Вряд ли может сравниться кто-то.

Нам тайга отдала свою стойкость,
Ангара-свою буйность и бойкость.
Чистый воздух-нежность и свежесть.
А морозы- сибирскую крепость.

Вот такие мы провинциалы.
И столичных тусовок нам мало.
Смысл понятий для нас един -
Россия - Сибирь - Усть-Илим!

Григорьева Т. М.
Харченко Вика

Представляются участники проекта.