ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Беседа о языческом обряде поминовения (с волхвом Иггельдом). Наследие предковъ Поминание предков у славян

Лето 7526 от С.М.З.Х., месяца Дайлетъ, тридцать пятого дня, Шестица (05.04.2018 - 06.04.2018) - День Памяти Предковъ

В Родах Православных староверов свято чтятся все Праздники, Веда о коих оставлена Мудрыми Пращурами. Ныне наступил День Памяти Предков. День, в который почитаются все Предки всех Родов. В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводятся чистота и порядок. Помимо Даров и Треб умершим родичам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни (свечи, лампады, огневицы). В сей период особо необходимо внимательно следить за знаками в сновидениях. Чрез них каждый из Расичей получит наставление от Рода своего.

Слава всем Родам Свята Расы!

Род Небесный, Прародитель!

Ты, Родов всех Покровитель!

Помяни моих всех Предков!

Кои в Сварге Твоей Светлой!

Ныне и присно и от Круга до Круга!

Тако бысть, тако еси, тако буди!

Для древних славян чтить память своих предков было очень важно. Они уважали свой Род, укрепляли родовую память и передавали потомкам. К предкам могли обратиться с помощью, веря в их мудрость и опыт. Если не вспоминать их, то можно навлечь беду на всю семью и хозяйство. Считалось, что предки всегда находятся рядом с живыми людьми и наблюдают за ними.

Существовали специальные дни, когда вспоминали умерших родственников. Последних называли общими терминами «деды», «пращуры» . В эти дни им приносили жертвы в виде угощений и вкусной еды. Поэтому хозяйки заранее готовились накрыть богатый и щедрый стол.

Вспоминали усопших несколько раз в году. Подготовка к поминальным дням заключалась в уборке дома, двора. Делать это в сам праздник строго запрещалось. Иначе пыль могла залететь в глаза «дедам», спустившимся на землю. Единственные домашние дела, которые разрешались - это приготовление пищи и кормление скота.

Поминальные дни:

  • С конца октября до начала ноября у славян была так называемая Велесова неделя (поминания предков). Назывались эти дни Осенние Деды
  • Неделя перед Масленицей.
  • Зимние святки.
  • В начале мая (перед Троицей).

Но не стоит думать, что о предках вспоминали лишь в эти дни. Нет. Каждый праздник включал себя какие-либо поминальные обряды. А вышеперечисленные дни были специальными, полностью предназначенными для поминок.

Традиционно в эти дни ходили в баню, а дома стелили чистое белье. Для предков обязательно готовили хороший банный веник, а также кристально чистую воду и новое полотенце. Читали в эти дни особые заговоры, молитвы, а также проводили обряды.

Поминальный ужин

Что же готовили на такие праздники?

  • Блины и оладьи.
  • Лапша.
  • Блюда из яиц.
  • Пиво.
  • Хлеб.
  • Молоко.
  • Квас.
  • Кутья (разновидность сладкой каши из пшеницы, в которую клали еще и орехи, мед, мак и варенье). Она была «королевой» стола на подобных праздниках и символизировала торжество жизни, богатство.
  • Канун - это мед с водой, хлебом и маком.

Всего было больше десяти блюд. Главное условие поминального стола - наличие мясных блюд. Желательно и чтобы еда была только приготовленной, горячей. Кстати, чтобы души предков могли войти в дом и поужинать, двери открывали настежь. На стол ставили свечи, потому что сам праздник начинался поздним вечером. Запрещалось класть вилки и ножи, ели исключительно ложками. Еду для предков ставили на подоконники. За ужином принято было вспоминать только хорошее об умерших родственниках, хвалить их. Причем начинали с самого старого и уважаемого родственника. О ежедневных, обыденных делах не говорили. Перед тем, как приступить к еде, хозяин дома произносил специальные слова молитвы и звал предков. На поминальном ужине должны присутствовать все члены семьи.

Есть начинали с кутьи, которую хозяйка заблаговременно помещала в большую миску. Каждый член семьи клал в свою тарелку ровно три ложки, передавая кашу по кругу. И ни в коем случае нельзя было класть на стол ложку выпуклостью кверху. Это объяснялось тем, что предки могут перевернуться в гробу.

Особые правила существовали для окончания ужина. Во-первых, встать из-за стола сначала должны старшие члены семьи. В противном случае - молодые могут рано погибнуть. Во-вторых, после ужина необходимо было тепло проводить души родственников. Для этого вновь открывали двери и произносили прощальные слова. В-третьих, выливали загодя приготовленную воду на улицу, а полотенца для предков сжигали. В-четвертых, стол не убирали на ночь. Его оставляли для запоздавших душ. А утром остатки еды бросали скотине или птицам.

С приходом на Русь христианства День памяти предков у славян стал проводиться в последнюю субботу октября и в другие дни (родительские субботы). В эти дни принято ходить на кладбище, к могилам усопших. Туда приносят угощения (чаще выпечку), какой-нибудь спиртной напиток, цветы. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

ОБРЯД ПОМИНОВЕНИЯ ПРЕДКОВ Читатель! Помяни Предков своих по русскому обычаю. Не свечкой в церкви «за упокой души», не заказом молебна у толстобрюхого попа - почти Их так, как это делали в старину. По-русски. СЛАВА ПРЕДКАМ! Деды – души (духи) Предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он "пошел до Дедов" или "гуляет с Дедами". Души предков в определенные дни года прилетают из Ирия, чтобы навестить живых сородичей, которые обязаны должным образом встретить и угостить их. Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. “Нельзя не отмечать дедов,- говорили наши пращуры,- один раз не отметишь - и уже у тебя скотина издохла”. Дни поминовения своих родных, наших общих славянских Предков, Пращуров в русской Традиции: Зимние святки: от Коляды (25 декабря) до Водокреса (6 января). Вешние Деды: неделя перед Вешним Макошьем (9 мая). Осенние Деды: неделя перед Осенним Макошьем: отмечается в субботу (шесток), близкую к 21 октября, на 27 день после Радогощь и за 7 дней до Макоши. _________________ Макошь осенняя отмечается в последнюю пятницу перед 1 ноября. Это - важнейшие даты; есть и иные святодни, во время которых совершаются обряды поминовения Предков (например - праздник Комоедицы, отмечаемый 25 марта). Чтить умерших родичей строго по календарю совершенно не обязательно - поминовение Пращуров уместно в любое время. В некоторых случаях проводятся также Бабы (обряды поминания умерших предков-женщин) и Дети (обряды поминания родственников, умерших до достижения совершеннолетия). «Бабы» всегда проводятся в пятницу, а «Дети» - в четверг, предшествующий соответствующей дате «Дедов» . Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, “чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно - кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. Обычно Предков поминают либо на их могилах, либо у себя дома. Можно делать это и в любом другом подходящем месте, в виде обряда - главное, чтобы никто и ничто не мешало обряду. Для обряда нужны: Свеча, блюдце для требы, треба (блин, кусок хлеба, печенье и т.п.). Желательна - обрядовая страва (пища): блины, кутья, кисель. Ход обряда: Прежде всего - примите меры предосторожности (особенно - если Вы находитесь дома, а не на кладбище), так как соприкосновение с Иным Миром опасно и может повлечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Для этого - произнесите обережные слова. Например: Чур-чурила, стар-престар Ты ходи-ходи похаживай Ты води-води поваживай Ты гляди-гляди поглядывай Всяко зло от мя отваживай Чур, чур, чур! Гой! Это - обращение к Чуру (Предку). Современные родноверы под словом «Чур» понимают либо Предка либо Бога оберегания и границ. После этого - не худо речь и какой-нибудь обережный заговор. К примеру, такой: Чёрно-вочёрно, чёрно-нечисто Спропади пропадом яко вовсе не бымши Возвернись окрутом яко не обратимши Веще слово рёк коло оберёг! Веще слово рёк коло оберёг! Веще слово рёк коло оберёг! Гой! Зажгите свечи, сопровождая возжигание Огня соответствующими словами. Например: Огнь Сварожич, Неба сыне Небоземь воссоедини! Гой! Затем - призовите умерших родичей: можно приглашать как конкретных Предков (называя их по имени), так и всех Пращуров вообще. Вот традиционное обращение к Дедам: Святые Деды, зовём вас! Святые Деды, летите до нас! Освятите требу (подержав её над Огнём). Принесите её в дар Предкам (положив на блюдо). Теперь можно приступать к поминальной трапезе. Во время (и после) еды можно говорить с Пращурами, рассказывать им о своей жизни, спрашивать совета. Они услышат. И, быть может, Вы даже услышите их ответ: Во завершение обряда обратитесь к Дедам с просьбой уйти обратно в Иной Мир. Святые Деды, вы сюда прилетели Пили и ели Летите ж теперь к себе! Потушите свечи (лучше всего - пальцами, в знак уважения к Огню). Если Вы дома - вынесите блюдо с требой на улицу и оставьте там, если на кладбище - оставьте его на могиле. ________________________________________ В эти дни, согласно русской народной Традиции, поминаются «чистые» покойники. Покойников «заложных» (к которым относятся все, умершие преждевременно неестественной смертью: и самоубийцы и убитые) чтили в день Ярилы Мокрого (4 июня). В старину, в случае, если «заложного» поминали дома в одно время с «чистыми», жертвенную еду для него ставили под стол (а не на стол, как для прочих Предков), причём жертвовали ему меньше, чем «чистым» Пращурам. Слова «чур», «щур» означают «предок». Выражения «чур, чур, чур!» или «чур меня!» - это призыв к Предкам с просьбой о защите. С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота - отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли дедушки, бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. Этой осенью, в навью седьмицу я собираюсь позвать на защиту своей нынешней семьи всех тех, кто ушёл. Откликнется ли кто-нибудь на зов непутёвой дочери своего рода?

Но прежде соберу, как лоскутное одеяло, то, что знаю о почитании Предков у славян.


Навья Седьмица - ожидание Предков

Обращаются к Предкам весной, когда ещё и снег не сошёл

Жгут по весне костёр из соломы, как воспоминание о краде великой. Жгут в это же время еловые ветки в доме для очищения дома и домашних.

В разных датах это происходит, с 19 марта до 22 апреля, в чистый четверг. Разведение таких костров сопровождается «кликанием мёртвых». «Ночью, в темноте прядут нитку (в левую сторону) и обвязываются ею по запястьям, до восхода солнца («чтобы заговорное слово было крепко»), ходят в лес до солнечного восхода за вересом или можжевельником. Ранним же утром, до восхода солнца порану зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи скачут через этот огонь и мёртвых кликают. Еловые ветки разбрасывают по двору, кормят домового цыпленком. В это же время дети бегают вокруг двора с колокольцами (скотскими боталами) в руках, чтобы отогнать всякую нечисть от скотины. На восходе солнца обливаются водою, смывая с себя все нечистое».

Говорили мне, что в этот же день хозяин дома должен прокоптить «четверговой свечей» три креста на косяке входной двери. Вслушаюсь в древние слова: «…И воду к кутьи заупокойней оставляють на столци. И сметье (мусор) у ворот жгутъ в великой четверг, молвящетако: «У того огня души приходяще огреваются».



Навья Седьмица - почитание Предков

Взывают к умершим, плачут по ним во время Родоницы.

Уж потом праздник «Родоница» стал называться «Радуница» иль «Радоница». Но первое название, от Рода-батюшки, как-то прямо в сердце западает. Призывают Предков на охрану дома, на покровительство молодым семьям. Знаю, что кормят в это время землю яйцами и мёдом. Праздник этот у славян в первых числах мая. С 1 по 7 мая – Вешние Деды. А главный день на этой неделе – второй от начала, второе мая, тобишь.

Здесь снова повторяются «оклички» - обращения к мертвым. Вот что известно: «В этот день Русь обыкновенно поминает родителей. Еще загодя женщины пекут пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, приготовляют пшенники и лапшевники, варят мясо, студень, жарят яичницу.Со всеми этими яствами они отправляются на погост. Женщины поют плачи по мёртвым». У нас на севере эти плачи известны и различны по отношению к различным родственникам. Возможно, напишу об этом потом подробнее. «Люди разговаривают с умершими родственниками, поминают их, зарывают в могилы крашеные яйца, поливают брагой, убирают их свежим дерном, поверх которого ставятся всевозможные лакомые блюда, в том числе и напитки из мёда. Когда яства расставлены, поминальщики окликают загробных гостей по именам и просят их попить-поесть на поминальной тризне».


Навья Седьмица - четыре раза в году

Во время зелёных святок помнят о смерти и жизни

Поминают Дедов, после праздник на весь мир, с играми и плясками, славление жизни. Происходит это во время «зелёных святок», между 5 мая и 9 июня, в разгар весенних молений о благополучии взошедших хлебов.

Празднество это происходит на месте упокоения предков. Вот как это было в прошлых веках:

Сначала плач и «великий вопль» по умершим, потом «бесовские игры» (по выражению христианских церковников), производимые специально прибывшими заранее («… егдаучнут …») скоморохами. Потом - общие пляски и пение всех, пришедших помянуть предков. За всеми этими ритуалами видно стремление жить и радоваться краткосрочной жизни.

И вот наступает осенняя Навья неделя…

Одна часть поминания происходит в доме, вторая - на месте упокоения.


Навья Седьмица - воспоминание об ушедших

Октябрьские поминовения - Навья седьмица

Когда-то, во времена отдалённые, предков вспоминали-поминали два раза в году - весной и осенью. Во времена Ивана Грозного осенние моления были повсеместным делом - знаменитая «дмитровская» (родительская) суббота. Говорят, что это дело Сергия Радонежского, включившего в православный обиход этот славянский праздник в октябре - прочное напоминание о древних почитаниях предков. Вслушаюсь в древнюю поговорку: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут - живых блюдут» . Слово-то какое - «покойнички». Это те, кому спокойно.

Какие всё же даты?

Сместилось сейчас всё в календарях. Тот славянский праздник 19 октября по старому стилю, в 2019 году православные будут отмечать 8 ноября. А мы наши славянские Осенние Деды будем отмечать в период с 19 по 26

Как готовлюсь к Навьей седьмице?

Всё начнётся для меня в субботу, дома. Приберусь, вымою дом, наведу порядок в душе и мыслях. Приготовлю двенадцать блюд, в том числе блинов не забуду и варёных яиц.Освою приготовление кутьи, хотя ни разу её не делала до сих пор. Накрою стол новой белой скатертью, приготовлю лишние тарелки, стаканы, приборы для своих дорогих ушедших. Поставлю еду, открою окна, двери ненадолго и приглашу в тишине и почтении: «Родные Деды, идите к нам ужинать! Идите сами, и ведите с собой тех, кому не к кому идти! Есть здесь всё, чем дом богат. Просим вас: летите к нам!»

Жёлтую восковую свечу на стол поставлю, благодарение Предкам скажу:

Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным всех родителей, чтоб им не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать».

Прислушаемся, поищем знаков, что пришли к нам из другого Мiра. Посидим семьёй, полистаем старые фотографии, расскажем смешные и грустные истории, что помнятся о своих родичах, поулыбаемся воспоминаниям из детства, поплачем от грусти, которая станет светлее от этих незамысловатых поступков. Попрошу Дедов своих не оставлять нас без помощи и пригляду. И вроде ничего особенного нам и не нужно. Только ощущение тёплого взгляда, намёка на улыбку и веры в то, что всё будет хорошо.

Ляжем спать. Семь дней подряд будем кормить птиц на улице праздничным угощением. Так просто. Так важно. Неделя на размышление и принятие. Навья седьмица.

А через неделю вернёмся к обычной жизни. В следующую субботу снова приоткроем окна и двери ненадолго: «Святые Деды, вы сюда прилетели, пили-ели, Летите ж теперь к себе!»

И буду прислушиваться к ветру и шороху жёлтых листьев под каплями дождя, греть руки над свечой и знать - те, кто любит меня, смотрят на меня сверху с доброй улыбкой.

Мира вам и защиты!

Ирина Иванова.


Благодарность за фото В. Ларионову


Читайте нашу предыдущую статью «Славянские традиции . Осенние деды».

А также почитайте, что происходит Велесовой ночью .

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. ">

В ведической традиции днём поминания предков помимо каких-то определённых дней календаря, считается суббота. Сегодня суббота (пока исследовала — наступило воскресенье). Не суть, почему-то именно сегодня захотелось об этом вспомнить.

Перед тем, как обратиться к этой теме, хочется сказать о том, что наш род, даже ушедшие из этого мира, минимум до 7 колена, стоят у нас за спиной и оказывают нам поддержку. Ну, по крайней мере, так должно быть…

Не зря в былые времена наши предки хранили память о своём роде. Ведь не только у аристократов и царственных семей существовало понятие генеалогического древа. Если вспомнить, то в старой России даже у простых крестьян фамилия рода часто передавалась от прародителя по его имени. Поэтому у нас так много Ивановых (Иван), Сидоровых (Сидор), Прохоровых, Матвеевых, Ильиных… Либо это была фамилия, связанная с родом деятельности предков — Кузнецовы, Купцовы, Сапожниковы, Портновы. И люди помнили свой род, рассказы о предках передавались от отца к сыну, от сына к его сыну… Вряд ли это было просто блажью. Люди обладали этим знанием, что род — это его защита.

Конечно, теперь всё изменилось. Не зря есть пословица: "Иван, родства не помнящий" . Когда рушились устои нашего государства, большевикам было выгодно, чтобы человек забыл род, семью, и боролся только за идею. И в принципе во многом это им удалось. Как много сейчас людей вспомнит хотя бы, как звали его прадедов? А помнить нужно, хотя бы потому, что без них не было бы и нас.

Существует такое понятие, как родовая карма. И для нас сейчас это скорее карма негативная, но не потому, что род проклят или кто-то в роду согрешил. Как могут помочь нам наши предки, если мы и не вспоминаем про них? Если мы не молимся за их души, если они совершали ошибки? Не благодарим за свою жизнь? Многим сейчас просто даже времени нет — мы всё время участвуем в гонке за выживание — как стать успешнее, как тут не опоздать, как ещё больше заработать, как не потерять. А в принципе то мы уже многое потеряли. И, возможно, помощь нашего рода будет более действенной для решения любой нашей проблемы, чем надежда только на себя "могучего"…

Конечно, для многих сейчас практически невозможно восстановить утерянные родовые связи. Но считается, что если Вы обращаетесь к предку, даже не зная его имени, его душа всё равно понимает, что речь идёт о ней. И не важно, что возможно эта душа живёт уже в другом воплощении. Мы все связаны тонкими невидимыми нитями. Как Бог — он и един и множественен в одно и то же время.

Иногда задают вопрос: как можно снять противоречие между учением о реинкарнации и учением о необходимости почитания предков? Действительно, на первый взгляд, кажется, что если душа человека воплотилась в новое тело, то почитание его, как предка, не имеет смысла (как он может принимать почитание, если уже находится в другом теле?). На данный вопрос различными духовными людьми даются разные ответы.

Во-первых, душа совсем необязательно перевоплощается немедленно после смерти. Может пройти достаточно много времени, прежде чем душа примет новое тело.

Указывают также на существование понятий "коллективной памяти", "небесного близнеца","параллельного я", которое остаётся в энергетическом поле, когда душа перевоплощается. Иногда это трактуют так, что это не буквальная сущность. Это наши действия в наших прошлых жизнях, которые живут подобно теням прошлого или как наши воспоминания и воспоминания других людей.

Вспоминайте и почитайте свой род и со временем вы почувствуете необъяснимую поддержку, силу, уверенность, мудрость неведомо откуда пришедшую, ответы на вопросы, всплывающие неизвестно откуда, как будто вы просто знали об этом раньше. Попробуйте, не скупитесь на любовь!!!

Слова словами, а как это делать, если необучены мы? Я постаралась найти информацию из разных источников. Каждый подсознательно выберет для себя то, что его душе подходит. Любая традиция имеет право быть. В любом случае эту статью прочитают только те, кому эта информация необходима. У меня самой, совсем в недавнем времени, ну просто на ровном месте, встал вопрос моего рода. Вырос буквально на ровном месте.

Когда я начала этим интересоваться, думала, ну что можно найти? Кто в наше время думает особо о предках? Были и были. Оказывается я ошибалась, это всегда во всех культурах было важной составляющей. Вот только несколько примеров, а есть ещё Китай, Япония, Египет и т.д.

  • Славянские веды.

В Дни Памяти Предков и Родительские дни, которые вы можете найти в Календаре (др.русском) можно поминать Предков.

Для этого возложить на домашний Алтарь бескровную (не животную) пищу — требы и дары — блинчики, оладушки, печенье, фрукты, орехи, конфеты, мёд, варенье и т.п. Очень хорошо, если вы сами требы приготовили своими руками.

Например, выпекая блины — первый блин — Богу на алтарь, а второй Предкам. Остальные — старикам и детям, потом себе. Поскольку, приготавливая лично пищу, вы вкладываете "свою Душу", свою энергию, поэтому поминая Предков такой пищей, вы с ними обмениваетесь энергиями и даёте им свою силу для того, чтобы не иссякал канал связи, и чтобы у них была энергия, чтобы вам помочь.

Требы кладут на Алтарь с такими словами: "Род Небесный, Прародитель! Ты, Родов всех Покровитель! Помяни моих всех Предков! Кои в Сварге Твоей Светлой! Ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!"

Алтарь устраивают в дальнем левом углу комнаты от входа. (В одной из статей я прочитала, что алтарь для поминания предков (ну или просто место для поминания) устанавливают в южной части комнаты, что очень перекликается с индийскими Ведами, т.к. в их традиции Югом правит Ямаражд — Бог смерти.)

  • Православная церковь. (заметьте, то с чего я начала — в православии родительский день — тоже суббота!!!)

Церковь установила дни торжественного, всеобщего, вселенского поминовения. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: суббота мясопустная; суббота Троицкая; Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы; Радуница; Дмитриевская суббота; День усекновения главы Иоанна Крестителя; День победы в Великой Отечественной войне. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии.

  • Индийские Веды.

О почитании предков огромное количество информации. Пинда, Шраддха… Вы можете сами найти это в интернете. Для меня самым лаконичным, простым и реальным в домашних условиях в своё время стала скинутая мне одной чудесной девушкой Леной Гуфрановой информация, которой я сейчас и делюсь с вами.

Практика в домашних условиях.

Для проведения практики вам понадобятся: церковная свеча, пачка риса, специи, две новые тарелки. Из этих тарелок нельзя будет кушать. Пометьте их — одна будет для предложения пищи Богу, вторая — для Предков. В дальнейшем храните их отдельно.

  • Встаньте утром, совершите омовение и наденьте чистую одежду. На кухне также должно быть чисто.
  • Поставьте вариться рис и пока он варится, читайте над ним молитвы. Рис пробовать на вкус нельзя. Когда он сварился, добавьте в него топлёное масло, чёрный кунжут (можно мак, тмин или другую специю чёрного цвета) немного соли и сахара. Дайте рису остыть.
  • Затем сформируйте из риса шарики величиной с грецкий орех и выложите их на чистую тарелку, которую необходимо поставить на 15-20 минут перед изображением Бога.
  • Предложите пищу Богу.

Вот варианты молитв:

  • Молитва для предложения пищи в христианской традиции:

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами. Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь" . (И перекрестите 3 раза пищу).

  • Ведическая мантра подношения пищи:

"Намо Ом Вишну падайя

Кришна прештайя бхутале

Шримате бхактиведанта

Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ

Гаура Вани прачаринэ

Нирвишеша-шуньявади

Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя

Кришна према прадайа те

Кришнайя Кришна Чайтанья

Намнэ гаура-твише намах

Намо брахманья-девайя

Го-брахманья-хитая ча

Джагад-дхитайя кришнайя

Говиндайя намо намах".

Подождите 15-20 минут, пока Господь освятит Вашу пищу.

  • Потом рисовые шарики выложите на другую новую тарелку для предложения Предкам. Поставьте её в другое место, зажгите свечу и произнесите: "Я приглашаю членов своего рода прийти и принять эту пищу" . Вам при этом желательно остаться в комнате и в течении 20-30 минут просто сидеть и молиться в вашей духовной традиции.
  • Затем поблагодарите Ваш род: "Я благодарю вас что вы приняли эту пищу. Я хочу поблагодарить вас за свою жизнь! Я являюсь частью вас! Я хочу выразить вам уважение и почтение, прося благословения у вас и обращаясь с просьбой о помощи (скажите, о чём вы просите). Пусть эти молитвы выразят нашу благодарность и почтение!" Затем сделайте поклон. Пусть ваше обращение к предкам выразит вашу благодарность и почтение!
  • Внимание! Затем до заката солнца надо покормить рыб или чёрных ворон этими рисовыми шариками. Приготовленную пищу нельзя кушать живым людям и также её нельзя выкидывать.

На этом практика будет завершена.

Важные замечания:

  • Делайте практику максимально сконцентрировано!
  • В критические дни практику делать нельзя.
  • Практика имеет большую силу если её делают несколько женщин Рода, например вы с мамой или с сестрой, или с дочкой.
  • Можно варить немного риса, а можно и всю пачку. Чем больше накормите животных — тем лучше.
  • Беременным можно делать эту практику.
  • Пожалуйста, помните Вы женщина — мистическое создание Бога! В Ваших руках возможность создать крепкий сильный род, который будет надёжным тылом Вам, вашим детям и внукам!

Это глубокая практика, желательно делать её несколько раз. Многие из наших семей, вдохновили нас стать теми, кем мы сейчас уже являемся. Положительными или отрицательными деяниями, наши семьи создали нашу жизнь, так же, как мы создаём её сейчас для себя и для тех, кто пребудет после нас!

  • Католические традиции.

День всех усопших верных в римско-католической церкви отмечается традиционно 2 ноября, следом за Днём всех святых (1 ноября). В этот день во многих странах мира принято ходить на кладбище, зажигать свечи, украшать могилы зеленью и цветами, устраивать общую семейную трапезу (дома, т. к. приём пищи на кладбищах строго запрещён).

  • Африканские традиции (текст дан с сокращениями и мной на практике не проверялся).

Души мёртвых в африканских традициях именуются по-разному. Cуществуют различные типы. Обычно же, Эгунами считают Дух Предка (независимо — родственника или нет, ибо мы можем не знать, кем были наши родственники в прошлых жизнях или кем были мы и где жили). Эгуны — это кровные и религиозные родственники.

В этой традиции существует такое понятие, как Святыня Предков (Духовный Алтарь, Угол Эгунов).

Процедура почитания Предков может быть представлена в виде четырёх основных этапов:

  • Подготовка Святыни Предков.
  • Подготовка к почитанию.
  • Процедура почитания.
  • Окончание ритуала.

Подготовка Святыни Предка

Прежде всего вам нужно установить стол (или другой "фундамент" алтаря — полку, тумбу и т.п.). Накройте его белой тканью. Рекомендует выстирать её с небольшим количеством уксуса, после чего высушить на солнце и застелить алтарь, сбрызнув ткань вашими любимыми духами. Традиция советует найти около дома четыре камня, очистить их солью, тщательно вымыть и разместить по углам алтаря.

Далее следует разместить на вашем алтаре, или около него (например, на стене позади алтаря) фотографии или портреты Предков. Можно задрапировать стену позади алтаря, чтобы изображения было удобнее прикреплять. Общепринято, что на вашем алтаре не должно быть никаких фотографий живых людей.

Можете разместить на алтаре предметы культа тех религий, последователями которых были ваши Предки (Священные Писания, изображения Божеств и т.д.). Установите на алтаре белую свечу. Рекомендуется положить в стеклянный подсвечник немного взятой около дома земли и несколько крупинок соли, протереть белую свечу чистым растительным маслом от середины до верхушки, а затем, от середины до основания и, укрепив свечу в подсвечнике, установить её перед бокалом чистой воды. В бокал можно добавить лепестки свежих цветов.

Почитание Предков требует регулярности. Не обязательно делать это каждый день. Вы можете взять на себя обязательство почитать ваших Предков, например, раз в неделю. Если вы установили периодичность ваших ритуалов, необходимо строго придерживаться своего обязательства..

Необходимо содержать вашу Святыню в идеальной чистоте. Не позволяйте испаряться воде, которую вы подносите Предкам. Не позволяйте находиться на алтаре испорченным продуктам. Регулярно протирайте пыль с изображений Предков и других предметов, находящихся на алтаре.

Примечание:

Даже если вы не имеете Святыни Предков, вы всё ещё имеете возможность почитать эгунов. Размещая пищевое подношение на тарелке и посвящая его Предкам вы можете быть уверены, что Предки получат это подношение. Вы можете проливать немного воды непосредственно на землю, и это также будет принято Эгунами.

Подготовка к почитанию

Очищение себя и Священного Пространства.

Очищение является необходимым этапом подготовки к почитанию Предков. Важность этого этапа обусловлена тем, что нечистота во-первых, оскорбляет Духов, а во-вторых, может способствовать проникновению недоброжелательных Сил.

Идентифицируйте себя и воздайте должное Духу Предков: (ваше имя) и (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.).

Благословите листья, подготовленные для окуривания, воздавая должное их Духу.

Испросите мир, устойчивость и мудрость.

Поблагодарите.

Ваше эмоциональное состояние не должно включать отрицательные эмоции (гнев, ненависть и т.д.). На любом этапе процедуры установления контакта, начиная от окуривания и т.д., следует быть сконцентрированным на осуществляемой деятельности и конечной цели ваших действий.

Тщательно окурите всё помещение. Удостоверьтесь, что дым курения проник в каждую часть комнаты, где находится Святыня Предков. Окурите себя, сначала спереди (с ног и до головы), а затем — сзади (с головы до ног).

Возьмите стакан чистой воды. Добавьте немного используемых вами духов, а также немного своей слюны. Произнесите:

"Я воздаю должное Духу Предков."

((ваше имя) и (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.))

Я (ваше имя) ребёнок (происхождения).

Благословите воду.

С помощью левой руки окропите этой водой всё помещение, сконцентрировавшись на этом освящении пространства. Перед окроплением назовите имена тех Предков, контакт с которыми нежелателен, и причины их исключения из данного ритуала. Если вы не знаете имён всех своих Предков, просто упомяните, что вы удаляете из вашего священного пространства Духов всех Предков умерших насильственной смертью, самоубийц, преступников, алкоголиков, наркоманов и т.д., и не позволяете им вторгаться в это пространство.

Перед началом ритуала и после его окончания рекомендуется принять омовение, или хотя бы окропить себя водой из большой чаши, которую следует установить возле алтаря.

Процедура почитания

  • Призывание Предков.

В начале церемонии можно позвонить в колокольчик или потрясти маракас. Она также советует зажечь свечу и, по возможности, благовоние из ванили или кокоса.

Для призывания Духов предков можно использовать различные тексты. Возможно некоторые ваши Предки захотят услышать обращения из Священного Писания исповедовавшейся ими религии (Библии, Корана, Торы, Вед).

Здесь уместно сделать возлияние воды. Жидкость может распыляться непосредственно изо рта на Святыню Предков, либо в жидкость можно погрузить палец и позволить влаге капать с него на землю. После призывания следует назвать имена всех известных вам ваших Предков (начиная от недавно умерших и т.д.): (имя Предка), после имени можно добавить жизненные достижения вашего Предка.

Призывая Предков вы не только приглашаете их к вашей Святыне, но и чтите их память данным способом. После призывания можно спеть песни в честь Предков (можно использовать тексты Псалмов, аяты Корана, мантры и т.п.). Можно станцевать (не перекрещивая ног).

Теперь можно сделать подношения.

  • Подношения Предкам.

Подношения Предкам могут включать любую пищу, которую вы употребляете сами. Каждый раз принимаясь за еду, прежде чем есть самому, вы можете поднести часть пищи Предкам, размещая её в тарелке (часто используют треснутые тарелки) на полу перед алтарём, либо непосредственно на алтаре (вся пища, подносимая Предкам, должна быть без соли!). Советует разместить пищу в виде круга, а в центр поставить свечу и жидкую пищу. Она рекомендует коснуться тарелкой лба, сердца и промежности и дохнуть на пищу.

Подношения включают также напитки. Предлагая напитки, капните несколько капель на землю.

В качестве подношений могут использоваться свежие цветы. Когда вы научитесь входить в контакт с Душами, ваши Предки сами будут говорить вам о своих желаниях, игнорировать которые, конечно, же не следует.

Воду, свечи и другие не скоропортящиеся подношения обычно меняют раз в неделю (часто это делают вечером в пятницу или понедельник).

Традиционное подношение Эгунам включает девять небольших частей кокосового ореха с пальмовым маслом и гвинейском перце на каждой части размещённые на небольшой тарелке вокруг жаренной кукурузы, сушёной рыбы и jutia. Сверху льют мёд.

  • Диалог с Предками.

Сделав подношение, поблагодарите Предков за полученные вами благословения. Здесь, как и на любом другом этапе общения с Душами, вы можете использовать либо свой родной язык, либо язык на котором говорили Предки.

Призвав Предков, спросите, пришёл ли кто-либо из них и имеет ли желание говорить. Если ответ положителен, — выясните имя Предка, перечисляя их по очереди. Если Дух отказывается отвечать (и во всех других случаях, когда вы теряете контроль над церемонией), необходимо завершить сессию, погасить свечу и принять омовение.

Выяснив имя, можно приступать к диалогу. Вначале попросите о благословениях, на своём родном языке.

Спросите о желаниях Предка. Возможно, он захочет, что бы вы сделали какое-либо подношение (не обязательно продовольствие). Если это в ваших силах, удовлетворите желания Духа немедленно. Если это в данный момент невозможно, но реально в перспективе, пообещайте Духу исполнить просьбу в конкретный срок.

После этого, вы можете изложить Духу свои насущные проблемы и попросить его о помощи в их разрешении. Старайтесь задавать вопросы так, чтобы Дух мог ответить "да" или "нет". Имейте в виду, что не все Предки достаточно развиты, чтобы предложить хороший совет. Если Дух не может вам помочь, или его советы объективно невозможны для осуществления, поблагодарите его за помощь и попытайтесь найти совет у другого Духа.

При общении с Духами необходимо проявлять осторожность. Если на ваши сессии постоянно проникают недоброжелательные Духи, или если с вами происходят случаи одержимости, лучше прекратить сеансы призывания Духов, и начать использовать ваш алтарь просто как место размышления, медитации.

  • Завершение ритуала.

Когда вы закончите окропление в конце ритуала, трижды воздайте должное мудрости Предков.

Заканчивая церемонию почитания, необходимо на некоторое время предаться размышлениям о силе и мудрости ваших Предков, их жизни и значении (можно в это время перебирать чётки), после чего, возблагодарить их за мудрость.

После этого погасите свечу пальцами руки или специальным приспособлением для гашения свечей. Вылейте воду из чаши, использовавшейся для окропления, подальше от дома.

Остатки пищи на следующее утро можно оставить у подножия большого дерева. Не следует смешивать остатки подношений с вашим бытовым мусором. Тарелки, чашки и т.д. необходимо вычистить солью и убрать до следующего раза. Нельзя использовать их, как и любые другие предметы алтаря, в каких либо иных целях, кроме как для почитания Предков. В течении следующих дней наблюдайте за своей интуицией и сами. Предки могут дать вам своё руководство через них.

  • Мусульманские традиции.

Долго искала информацию. Все ссылки только на почитание Аллаха. Потом нашла статью… Выдержка из неё: "Нет сомнения в том, что наши предки были из числа праведных людей. Именно они, приняв Ислам, взяли на себя нелёгкую ношу призыва к этой религии на наших землях и распространения её света. Многие исторические факты свидетельствуют об их богобоязненности, храбрости и величии. Именно поэтому они имеют на нас многочисленные права. Мы обязаны следовать их примеру в том, что соответствует пречистой религии единобожия и просить за них прощения у Аллаха. Они добились величия и могущества только потому, что строго следовали канонам этой религии, придерживаясь единобожия и Сунны. Они были далеки от многобожия и нововведений, а также всего того, что хотя бы в отдалённой перспективе может привести к нему".

Одной из самых главных и больших причин, ведущих к многобожию, является излишнее почитание предков. Более того, это явление было основной причиной появления самого первого многобожия на земле.

Один из имамов ханафитского мазхаба — Шукри аль-Алюси (1342 г./х) сказал: "Излишество в почитании и возвеличивании кого-либо из творений является самой великой причиной, ведущей к поклонению идолам и праведникам. Именно излишнее возвеличивание праведников стало причиной поклонения людей Насру, Суа"у, Ягусу и др. в народе пророка Нуха (Ноя). Также и христиане начали поклоняться "Исе (Иисусу) именно по этой причине ". См. "Масаиль джахилия" с.71-72."

Но на этом я не остановилась. Неужели не почитают??? У меня есть подруги в мусульманской вере, и мне дали ответ: "В мусульманской вере подают садаку (милостыню) и молятся за души ушедших."

Стало быть, куда не посмотри, в любой традиции, видимо в подсознании человека всё-таки лежит эта родовая память… Пора нам, Иванам, родства не помнящим, научиться отдавать эту дань почитания, и когда то в наш час вспомнят нас тоже, и мы тоже будем помогать своему роду уже совсем на другом уровне сознания…

Я желаю мира, процветания и добра вашему роду!!! С любовью!!!

Обряды поминания предков по весне восходят к древнейшим славянским представлениям о том, что с весенним пробуждением природы умершие предки тоже просыпаются от зимнего сна, и возвращаются в те места, где жили раньше, чтобы повидать живых родственников и своих потомков.

По верованиям наших предков в эти вешние дни, вернувшиеся из небесного Ирия, души наших предков незримо участвуют в празднествах вместе с живыми.

Коринфский А.А. — автор замечательного труда «Народная Русь», впервые изданная в 1901 г., утверждал, что обычай «Окликания родителей» в крестьянских семьях, чтущих дедовы заветы, соблюдался еще в 30-40-е годы XIX века. А экспедиции Фольклорно-этнографического центра Минкультуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории (1999 г.) подтвердили, что он жив и поныне в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях.
Удивительно, но временами этот древний народный обычай почитания предков властвующие монархи и церковные патриархи пытались запрещать. Например, «окликать предков» запрещал... Иван Грозный.

Тем не менее, переживя времена «нелегальности», обряд не канул в Лету, был бережно сохранен по глухим местам Матушки Руси. В народе и сегодня, «похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считается долгом каждого православного человека.


Чтить предков — значит хранить народную память и передавать её потомкам. Вы согласны?

Издревле на утренней зорьке, раным-рано собирались женщины от недавно замужних молодух до самых древних старушек, и отправлялись на могилы родственников (или на погост) причитать-голосить по ним.

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской?

Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать...».

Конечно, в разных местностях в разное время имелись свои особенности «окликания». Так, на территории нынешнего Раменского района Московской области издавна приходили с причитаниями по родителям к заветному камню — огромной серой глыбе. На северо-западе были приняты «гуканья» предков, связанные с прилетом кукушек: «Протяжно гукают, когда кукушка кукует...».


Где-то «окликать» умерших полагалось только пожилым женщинам и старухам, где-то разрешалось «гукать» и девицам — по отцам, женам — по мужьям... Дочери говорили так: «Пагукаю я сваиго татухну!..», жёны: «Пайду-ка я, пагукаю гаспадаречка, свайго галубочка!».

«Родненькие наши батюшки! ... И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым...».

Окликающий не просто поминает умерших, он в то же время общается с природными стихиями. В древних архаичных причетах мы встречаем и обращения к стихиям природы: Солнцу, Месяцу, Ветрам, Земле, чтобы они помогли общению с усопшим, который на этот момент должен ожить, увидеть и поговорить с пришедшим.

"...А расступись-ка, Мать-сыра Земля...
Ты повыди-ка, повыступи,
Поговори со мною, сиротинушкой..." (Окуловский район)

Приглашались души предков живыми угоститься, потрапезничать:

"И поставлю я столы дубовые,
Понакрою скатерти бранные,
Понаставлю кушанья разные:
Первое кушанье я — малинушку,
Второе кушанье я — калинушку".

Ещё загодя до праздника женщины пекли пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, приготовляли пшенники и лапшевники, жарили «яешню» (яичницу), варили каши, варили кисель, сыту. При этом количество блюд должно было быть нечетным.У мест захоронения предков расстилали чистые льняные скатерти, расставляли угощения. Когда яства расставлены, поминальщики окликают души усопших по именам и торжественно просят их прийти, да принять угощение, поесть-попить вместе с живыми сродниками. «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть».

На Руси крещёной такими местами поминальных трапез стали кладбища, а ранее это были погребальные курганы и священные рощи-дубравы. За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных. Умершие родственники, считалось, радуются, что живые пришли к ним. Молодые у усопших предков просили благословение, пожилые — прощения.


Празднование продолжалось дома в кругу семьи.

Когда то эти «окликания» изначально имели магические функции. С течением времени магический смысл слов утрачивался, забывался. Но сохранял свою изначальную функцию: сохранения живой связи с Предками, почитание их, сохранение родовой памяти, вращение вечного жизненного круга.

В русской деревне говорили: «Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует». Верили, что если не почтить, не помянуть предков на Радуницу, то расерженные «родители» за неуважение к их памяти могли наслать на таких потомков множественные беды, напасти, несчастья, болезни, падеж скота, пожар и тому подобное.

Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы «покойнички, наголодавшиеся за зиму» отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.